Воскресенье, 23.06.2024, 04:21
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » История под запретом

Никлот — последний языческий князь варяжского поморья

                          Венедский войн бьется с даном – картина М. Шишко

 

Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой божницы
Хороводным ходят колом
Дев поморских вереницы;
А в Роскильдовском соборе
Собираются монахи,
Восклицают: «Горе, горе!»
И молебны служат в страхе,
(отрывок из поэмы А.К. Толстого «Боривой»)

История балтийских славян похожа на забытую могилу погибшего родственника: почти никто о ней не знает и поэтому когда ты, пробираясь сквозь заросли сорных трав исторических теорий, вдруг натыкаешься на старое надгробие с высеченным на нём родным, ласкающим слух именем, тебе становится не только грустно, но и безумно интересно узнавать как можно больше о своих корнях.

Балтийскими или полабскими (Лабой славяне называли Эльбу) славянами принято называть группу западнославянских племён, населявших (с конца VI по XIII век) обширную территорию современной Северо-Восточной Германии. Эти племена составили три крупных племенных союза: бодричи (ободриты, вагры, глиняне), лютичи (доленчане, ратари, черезпеняне, стодоряне), лужичане (сербы, мильчане, сусельцы и т.д.) Особенно выделялось племя руян или ранов/рузов, которое жило на острове Рюген и содержало общеславянский культовый центр — храм Святовита в Арконе.

             Реконструкция крепости полабских славян в Гросс Радене.

Все эти племена пришли на территорию нынешней Германии во времена переселения народов, они занимались земледелием и скотоводством, обрабатывали металлы и дерево, строили города и крепости, торговали и грабили на море и суше. Такие немецкие города как Любек, Шверин, Ольденбург (соответсвенно Любица, Зверин и Старград) были основаны балтийскими славянами.

Немцы называли балтийских славян вендами и часто воевали как против них, так и в союзе с ними против других славян или против датчан. За века, полные битв и походов, племена балтийских славян сделались искусными войнами и мореходами, многие из них страстно полюбили войну и грабеж, они обрушивали свои мечи на земли датчан и саксов, захватывая пленников и грабя все, что они находили на своём пути. Об их воинственности говорит то, что император франков Карл Великий запретил продавать им мечи в 805 году, а с ободритами заключил союз. Возвращаясь домой, они щедро благодарили богов и отдавали множество ценных трофеев в храмы и капища. Естественно, что эти дерзкие нападения на датчан и саксов не оставались без ответа и вагры (самое западное племя полабских славян) жили в постоянном ожидании войны.

Немецкий хронист Гельмольд писал, что вагры не строили себе хороших домов, предпочитая жить в хижинах, свитых из прутьев, в случае военной опасности они зарывали серебро, золото и хлеб, уводили жен и детей в леса и крепости, и таким образом неприятелю оставалось только рушить и жечь жалкие лачуги.

                       Разорение Арконы датским войсками в 1168 году

Раны — жители острова Рюген — были известны как жестокие морские пираты, их остров был удобной морской базой, они нападали на датские монастыри и города. Лютичи — племя, чьё название говорит само за себя (лютые – злые, жестокие), также были большими любителями разбоя и морских походов. Дружины балтийских славян совершали набеги и на более отдаленные территории. Они основали колонии на побережье современной Англии и Голландии, об этом нам сообщают записи англо-саксонского монаха Беды Достопочтимого, который упоминает поселения велетов (лютичей) на севере нынешних Нидерландов. В Англии славянский след читается в топонимике, графство Ультшир было заселено лютичами, однако те вскоре утратили свою культурную идентичность и затерялись в потоке северных народов, завоевывавших Англию.

С началом массового заражения Европы христианством полабские славяне все чаще стали подвергаться нападениям. К X веку была крещена Дания (в 960-х Харольд Синезубый сделал христианство государственной религией), в 966 крещение принимает польский король Мешко I, а в 988 крестится Киевская Русь. С севера и запада — датчане и германцы, а с юга — молодая христианская Польша, лишь на востоке живут племена балтийских язычников (пруссы и прочие), тучи все больше сгущаются над варяжским Поморьем. Можно сказать, территории балтийских славян стали последним бастионом славянского язычества.

                   Смерть Никлота – картина Теодора Шлёпке, 1857 год.

К XII государства полабских славян подвергались мощному давлению со стороны датчан и Священной Римской Империи. Война стала принимать все более религиозный оттенок. Вот что писал по этому поводу известный славяновед и фольклорист Александр Гильфердинг в своей книге "История балтийских славян": «Ежегодно в Арконе приносился Святовиту в жертву христианин, выбранный по жребию, без сомнения, из пленных. Совершая эту жертву, жрец проповедовал народу, что кровь христианина более всего веселит богов».

Никлот — князь бодричей — жил в самое тяжелое для полабских славян время: непрекращающиеся пограничные войны и междоусобицы все больше и больше ставили западные племена полабских славян в зависимость от Священной Римской Империи. Земли бодричей были дарованы императором Священной Римской Империи датскому принцу Кнуду Лаварду, который пленил князя вагров Прибыслова и князя бодричей Никлота в 1129 году. В плену Прибыслов и Никлот пробыли, пока за них не был выплачен выкуп и они не признали себя вассалами Кнуда. В 1131 году Кнуд Лавард погибает. Воспользовавшись этим моментом, Прибыслов и Никлот становятся независимыми князьями на своих исконных землях.

Чеканная монета князя стодорян Яксы из Копаницы (современный район Берлина Кёпеник)

В это же время, воспользовавшись междоусобицей в Дании, руяне нападают на датские острова, разоряют Орхус и принуждают датчан платить дань. Никлот объединяет племена бодричей, хижан и чрезпенян, укрепляет границы и пытается наладить мир с саксонской знатью. В 1147 году Никлот разрывает мирный договор с саксонцами из-за их присоединения к крестовому походу против полабских славян.

Немецкая знать понимала, что отправляясь в далекую Палестину, они мало что приобретут в земном мире, поход же против соседей-язычников сулит гораздо больше. Кроме немецких крестоносцев к походу присоединились датчане, а также моравские и польские князья. Никлот смог отразить агрессию и даже перейти в наступление, руяне напали на датский флот и заставили датчан отступить.

Бодричи сохранили свою независимость и Никлот смог получить передышку, чтобы подавить восстание хижан и черезпенян, вспыхнувшее в 1151 году. В 1156 году Никлот отказал саксонскому монарху Генриху Льву в принятии христианства. Генрих Лев пытался использовать Никлота в соперничестве с Данией, однако тот, хоть и нападал на датский берег, преследовал свои интересы. В 1160 году король Дании Вольдемар I объединился с Генрихом Львом, вместе они напали на земли бодричей с севера и запада. Силы противников не были равными, и бодричи вынуждены были обороняться в своих крепостях. При обороне замка Никлот (к тому времени он был 70-ти летним стариком) возглавил вылазку на немецкий обоз (в котором ехали рыцари, переодетые в простолюдинов), атака захлебнулась, и князь бодричей погиб.

Ещё долго возили его отрубленную голову по землям полабских славян, как предупреждение о том, что будет с тем, кто посмеет противиться власти новых владык. Сыновья Никлота (Прибыслав и Вратислав) не сложили оружия, но силы были уже не те: раненый Вратислав попал в плен и в 1164 году был казнен. Прибыслав был разбит и бежал в Поморье, в 1167 году он принял христианство и вассалитет от Генриха Льва и основал мекленбургскую династию, которая правила на бывших землях бодричей до 1918 года.

Категория: История под запретом
Просмотров: 2290 | Теги: последний языческий князь, варяги, Аркона, Никлот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]