Понедельник, 24.06.2024, 13:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Непознанное

МАРТЫНОВСКИЙ КЛАД.
Знаменитый Мартыновский клад был найден случайно в 1909 году в селе Мартыновцы (теперь Черкасская область) в поместьи Натальи Федоровны Муравьевой-Апостол, урожденной Терещенко. Село расположено в 20 км на запад от Днепра и Канева в бассейне речки Росавы, притоки реки Рось. Согласно рассказам собственников поместья того времени, клад нашли селяне во время земляных работ. По некоторым сведениям, вещи клада лежали в серебряной посуде, по другим - в деревянной посуде, покрытой серебреными пластинами. Посуду селяне разломали, а вещи поделили между собой.

Судьба случайной находки не отличалась от судьбы и других кладов, которые попадали часто в разные страны, отдаленные одна от другой больше, чем на 2000 км. И лишь благодаря смене политического климата в Европе в начале 90-х годов прошлого столетия и усилиям музейных работников почти все вещи Мартыновского клада были на выставке "Золото степи. Археология Украины", которая проходила в городе Шлезвиг (Германия) летом 1991 года.



В кладе было около 120 прекрасных древних изделий из серебра, из которых в 1912 году почти 30 предметов попали в Британский музей в Лондоне, около 90 - в Киевский художественно-промышленный и научный музей, со временем переданные Киевскому Национальному музею истории Украины. В Киев предметы передали пять групп людей с обозначением разных мест обнаружения. Сначала некоторые вещи в 1909 году подарили музею Б.И. И В.Н. Ханенко, в 1914 году - М.Ф. Муравьева-Апостол и А. Тихонов. Часть предметов из этого клада в мае 1913 года музей приобрел за собственные средства.

В составе Мартыновского клада - четыре фигурки людей, пять фигурой животных, три пальчатые фибулы (застежки), шесть браслетов, украшения головного убора - налобные венчики, сережки, височные подвески, гривна, браслеты, много поясных бляшек, накладок, наконечников ремней, обломок тарели, а также две серебряные чаши, ложка для евхаристии с клеймами византийских мастеров.

Наиболее художественный интерес вызвали фигурки животных и людей, отлитые из серебра. Все они сделаны в высоком рельефе, после отливки старательно отшлифованы, отдельные детали на лице, "переднике", руках доделанные резьбой штихеля, а голова, детали одежды, ног покрыты золотом. Четыре фигурки изображают усатых безбородых мужчин с длинными волосами, в рубашках с длинными рукавами и длинных штанах. Они как бы танцуют, их ноги согнуты в танце, ладони рук положены на бедра.



Симметричное изображение воплощает схематический обобщенный образ танцора. Головы мужчин непропорционально увеличены, глаза, нос и рот переданы в графическо-стилистической манере специально обобщенных форм. Голова необычной, почти прямоугольной формы с квадратным шлемом. Некоторые исследователи видят в этих фигурках изображения древних славян. На груди гравировкой изображено, возможно, орнамент на рубашке. Необычная голова с квадратным шлемом на этих человеческих фигурках вынудила некоторых современных фантастов говорить про "космонавтов" или "пришельцев" из космоса. Другие не обошли вниманием изображение прямоугольной орнаментированной ленты на рубашке, объявив ее древнейшей украинской вышивкой.

Как и фигурки людей, необычным для древнего художественного жизненного искусства есть и изображение фигурок животных в Мартыновском кладе. Хотя фигурки в целом напоминают коней, у них фантастический вид. Их показано в состоянии бега с открытыми ртами и странно высунутыми языками. Широкие согнутые дугой позолоченные гривы украшены геометрическим орнаментом.

Первые напечатанные ведомости про вещи Мартыновского клада были опубликованы в путеводителях и отчетах Киевского художественно-промышленного и научного музея 1915 года и Всеукраинского исторического музея им.Т. Шевченко в 1928 году. Одним из первых ученых, который пытался связать вещи Мартыновского клада с древностями антов, был известный исследователь О. Спицын, который в 1928 году написал работу "Древности антов". Но это относилось только общеисторического и культурно-этнического определения материалов клада, непосредственное определение всех его предметов, состава клада выполнил научный сотрудник Киевского исторического музея С. Коршенко в 1941 году. Анализом его предметов занималось много ученых.

Большинство исследователей Мартыновского клада прежде всего интересовались вопросами хронологии, этнической принадлежности его предметов и местами их изготовления. Наличие в кладе таких византийских вещей, как чаша, кубок, тарель и ложка, облегчает датировку вещей клада независимо от непосредственно археологического анализа исследования.

На дне чаши есть клеймо константинопольской мастерской (с пяти знаков). Установлено, что такие клейма византийских мастеров датируют временем правления императора Юстина II (565-587 года).

Возникновение таких поясных наборов связывают с популярностью евразийской моды после гуннского нашествия. Некоторые исследователи считают, что их изготовление было освоено в полуварварских мастерских византийских городов и укреплений на Дунае, отсюда их и продавали. Наличие на таких поясных и ременных деталях тамговых знаков, похожих на более ранние знаки у сарматов Северного Причерноморья, свидетельствует о связи с традициями древнего населения. Эти традиции дожили аж до периода Киевской Руси в виде изображения княжеских знаков - "трезубов" - династии Рюриковичей.

Наибольший художественный интерес представляют серебряные фигурки людей и коней. Аналогии кое-где встречаются и на территории от Урала, Северного Кавказа до Италии и Греции. Такие антропоморфные изображения пришли в Европу вместе с гуннами, где они были соответственно адаптированные влиянием византийского периферийного художественного ремесничества. Предложенное О. Приходнюком предназначение их как нашивных бляшек для одежды на груди вряд ли являются оправданными, но антропоморфные фигурки отлитые из серебра и слишком большие (высота 7, 8 см) и тяжелые для этого. Пробитые только два отверстия на локтях имеют тоже большие размеры и предназначенные, очевидно, для закрепления их гвоздями на деревянной основе щита или другого предмета. Все это относится и к отлитым из серебра фигуркам коней.

Происхождение серебряных "наушников" клада, которые Б. Рыбаков пытался связать с украшениями головного женского убора на примере российских кокошников, вероятнее всего, относится к ареалу Балканских стран, где были распространены похожие детали шлемов. Очень интересно оформлены две серебряные фибулы с изображением человека, животных, птиц и растительного орнамента. Эти вещи, как и другие женские украшения (подвески, височные спиральные кольца, браслеты с утощченными концами, шейные гривны из проволоки), европейского происхождения, они были распространены в VI-VII веках Поднепровья.

Предметы из клада не могут принадлежать к одному узкому кругу художественных мастерских конкретной этнической группы. Они имеют широкое территориальное происхождение определенного отрезка времени - не меньше чем два столетия. Анализы серебра, из которого сделаны предметы клада, говорят: мастера использовали металл разной пробы от 400-й до 920-й. Легатура (примеси) не дает возможности определить центр происхождения металла. Необходимо обратить внимание и на то, что почти все вещи с Мартыновского клада так или иначе испорчены и вряд ли были пригодны к использованию. Скорее, для сохранения - как предметы из драгоценного металла, что его можно будет продать или передать мастеру для переплавки и изготовления других вещей.

Но, не обращая внимания на попытки отнести вещи Мартыновского клада к аварам, логичным кажется вывод О. Спицына и О. Приходнюка про его связь с древностями пеньковской археологической культуры на территории Украины, памятники которой охватывают территорию лесостепной зоны от Северского Донца до Прута. В этой зоне найдено еще несколько кладов, в вещах которых есть некая схожесть с вещами Мартыновского клада. Вероятно, предметы Мартыновского клада были военными трофеями, добытыми военной верхушкой не менее загадочно, чем клад племен антов, с которыми связывают пеньковскую археологическую культуру.

100 найвідоміших шедеврів України /Ламонова О., Романовська Т., Русяєва М., Рябова В. та ін. – Київ: Автограф, 2004. – С. 157-160.


мгообразные знаки на вещах мартыновского клада: деталь конской упряжи, подвеска, детали поясного набора)
 
Категория: Непознанное
Просмотров: 4037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]