Воскресенье, 23.06.2024, 21:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Скандинавская мифология

Камни викингов

KVic99.jpgВикинги – бесстрашные морские разбойники, совершавшие свои набеги, практически, по всей ойкумене. Они ставили паруса и вели свои драккары за пределы известного им мира. Доблесть, жажда славы и богатства вели их вперед. Они наводили ужас на врагов и тех, кто оказался у них на пути.  Преодолевая трудности, вступая в схватку с судьбой, совершая порой невозможное, они заставляли восхищаться собой даже тех, на кого обрушилась их ярость.  Неспроста, викинги, дав имя целой эпохе,  остались в памяти человечества как непобедимые воины, идущие навстречу волнам, ветру и славе.    

Но откуда мы знаем о викингах? Из саг, поющих сквозь века славу героям севера, повествующих об их походах и подвигах. Из европейских хроник, описывающих ужасы нашествий викингов  и творимых ими разрушений.  Из записок утонченных авторов арабского мира и Византии, видевших в викингах лишь грубых, диких варваров.    

KVic98.jpg KVic97.jpg

Стоит, конечно,  упомянуть и ту работу, что проделали и проделывают сейчас археологи и историки, реконструируя и осмысливая на основе найденных ими артефактов мир викингов.   Все эти исторические источники весьма важны для понимания такого явления как викинги. Но среди множества артефактов, оставшихся нам в наследство от викингов, есть нечто, в какой-то мере, ставшее визитной карточкой скандинавских викингов. Это  – камни викингов.   

Рунные камни и поминальные (или картинные) камни встречаются практически по всей территории, где были викинги: от Америки  (Кенсингтонский рунический камень 14в.), до единственного, найденного на территории восточных славян, на реке Березине, что на Украине. Но, естественно, наибольшее количество подобного рода камней находится на территории Скандинавских стран, где их насчитывается более 6 тысяч. И хоть эти камни устанавливались в период с 4 по 17 век, тем не менее, более половины из них принадлежат эпохе викингов.  Многие  до сих пор находятся на тех самых местах, на которых они были поставлены тысячу лет назад. Являясь частью культурного и исторического наследия Скандинавии, эти камни, в тоже время являются уникальным историческим источником знаний об эпохе викингов.

Рунные камни Дании.

 Около 620 рунических камней  находятся в Дании. Эти камни были воздвигнуты в честь языческих жрецов, знатных людей или свободнорожденных воинов. Среди них называются дружинники (hemthaegi), сотоварищи по походу (felagi), реже - викинги (vikingr). Естественно, устанавливались камни и в честь правителей и членов их семей. Самыми известными из рунических камней Дании, бесспорно, являются  Еллингские камни.  Малый Еллингский камень установлен первым историческим конунгом Дании Гормом Старым в честь жены Тюры (илл. 2).

 На этом камне, установленном приблизительно в 950 году, высечена  следующая надпись: «Горм король сделал памятный камень в честь Тюры, своей жены повелительницы Дании».

В сагах Тюра упоминается как женщина большого благоразумия. Снорри Стурлсон в «Саге о Хальвдане Черном» называет Тюру «Спасительницей Дании». 

KVic96.jpg KVic95.jpg

Илл. 1. Рунический камень в Еллинге. Дания 1953г.

 Илл. 2. Камень королевы Тюры. Дания 2003г.

Малый Еллингский камень примечателен еще и тем, что именно на нем находится первое письменное упоминание название страны данов, найденное на территории самой  Дании. Первоначальное местонахождение этого камня неизвестно, по некоторым предположениям, этот камень мог находиться на носу крупнейшего из всех известных на сегодняшний день  каменных кораблей, часть которого при раскопках Еллингских курганов обнаружили археологи.  Каменный корабль и рунический камень, в таком случае, могли составлять единый памятник, созданный Гормом старым для своей жены. Схематическое изображение этого каменного корабля и место предполагаемого первоначального нахождения камня Тюры также показаны на почтовой марке «Камень королевы Тюры», выпущенной в Дании в 2003 году.  
 

KVic94.jpg

Илл. 3. Камень короля Харальда. Дания 2003г.

Рядом с камнем королевы Тюры находится второй, Камень короля Харальда или Большой Еллингский камень.  Этот гигантский гранитный камень, высотой 2,43 метра и весом в 10 тонн, был установлен королем Харольдом I Синезубым   в честь своих родителей Горма Старого и Тюры.

На одной из трех его граней высечено посвящение Харальда своему отцу и матери (илл.1): «Харальд король поставил этот камень в честь Горма, отца своего, и Тюры, матери своей».

На второй грани изображен большой зверь, лев, обвитый змеей.  На третьей – стилизованное  изображение распятого Христа и последние слова посвящения (илл.3): «Харальд, покоривший всю Данию и Норвегию, кто крестил датчан».

Оказывая почтение своим родителям, в то же время Харальд, как видно из надписи, стремится рассказать потомкам и  о себе.  Эта надпись на камне была сделана, предположительно, в 985 году, так как лишь в 983 году Харальду удалось добиться власти над южными областями Дании, из которых он, совместно с ободритами,  вытеснил германцев. 

Крещение же  данов Харальдом произошло в 60-ом году 10 века,  за что короля Дании католическая церковь почитает за святого.   На датской марке 2003 года, посвященной камню из Еллинга, в верхней части марки можно увидеть  золотой барельеф «Крещение Харальда Синезубого» изготовленный в 12 веке. Сейчас он хранится в Национальном музее Копенгагена.

В 1994 г. памятники в Еллинге, два рунических камня, курганы и церковь, были зарегистрированы единым комплексом, в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.  Для Дании этот памятник является одним из национальных символов, в котором причудливо переплелись древние языческие обычаи  и христианство. В то же самое время Еллинг – эта та поворотная  точка, с которой началось современное Датское государство. 

Камни Швеции.

KVic93.jpg
Илл. 4. Рёкский рунический камень. Швеция 1975г.

На территории Швеции было найдено больше половины всех камней викингов, известных науке, более 3500. Поэтому не удивительно, что и наибольшее количество изображенных на почтовых марках камней викингов, также происходят из Швеции.  Один из наиболее популярных и известных камней Швеции – это Рёкский камень (илл. 4).

Место, где первоначально стоял этот камень - неизвестно, но исследователи предполагают, что оно было где-то недалеко от нынешнего местопребывания камня, рядом с  церковью Рёкского прихода в Эстергетланде.  Этот камень несет на себе самую длинную руническую надпись из всех, известных нам.  Эта надпись, сделанная предположительно в первой половине 9 века, покрывает камень со всех сторон, в том числе и сверху.  Всего в надписи содержится 762 руны. Надпись сделана так называемыми «шведско-норвежскими» рунами или «рёкскими рунами».  Характерной особенностью этого типа рунического письма была демонстрация торжества принципа графической экономии: ветви рун укорочены и изменены до минимальных форм, необходимых для различения знаков. 

В чтении рун у исследователей не возникает трудностей и тут царит практически полное единодушие, но вот в целом, интерпретация текста рунической надписи таит в себе сложности. Хотя первые строчки посвящения камня довольно просты для понимания, они гласят:  «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына».

Дальнейший же текст, содержащий в себе отрывок из некоего, не дошедшего до наших дней эддического произведения, весьма туманен и вызывает множество споров. «Скажи, память, какой добычи было две, которую двенадцать раз на поле брани добывали, и обе брались вместе, от человека к человеку. Скажи еще, кто в девяти коленах лишился жизни у остготов и до сих пор все первый в битве. Тьодрик правил, смелый в бою, кормчий воинов в море готов. Ныне сидит он, держа свой щит, на готском коне, вождь мерингов. Я говорю: это двенадцатый, где конь Гунна кормится на поле боя, двадцать королей лежат. Я это говорю как тринадцатый из двадцати королей, сидевших в Шёлунде четыре зимы, из четырёх имён, рождённых четырёх братьев. Пять имён Вальке, сыновей Родфульса. Пять Рейдульфов, сыновей Ругульфса, пять Хайслей, сыновей Хордса, пять Гуннмундов, сыновей Бьорна. Сейчас я расскажу всю историю. Кто-то... Я говорю молодым, потомкам Ингвальда, чей долг был погашен жертвоприношением жены. Я говорю это молодым, родившимся потомками борца. Это Вилен. Он мог бы победить гиганта. Это Вилен. Нит. Я говорю молодым: Тор Сиббе из Вье, девяностолетний, породил (сына)».

Этот текст вызывает много вопросов и дает мало ответов. Есть несколько основных мнений об этом камне и тексте, размещенном на нем, об их предназначении и цели.  По одной версии – это  обычная памятная надпись, предназначенная читающему и посвященному человеку напомнить о величии рода. По другой - эта надпись имеет магическое значение и предназначена для совершения мести  за смерть Вемуда.

Рёкскому камню, с момента его обнаружения в 17 веке, посвящено много исследовательских работ, но камень до сих пор не желает расставаться со своими тайнами.  

KVic92.jpg

Илл. 5. Ховгорденский рунический камень. Швеция 2002г.

«Ты читаешь руны. Справа вырезал их Толир, брют конунга в Родене. Толир и Гюлла велели высечь их (эти руны), эта пара в память ... Хокон велел вырезать».

Таковы слова, высеченные на Ховгорденском камне (илл.5), что находится в Ховгордене на острове Адельсё озера Меларен, в Швеции.   Камень, как видно из надписи, посвящен Толиру и его жене Гюлле. Толир был брютом, то есть являлся управляющим конунга  Хокона в  Родене.  Этот камень соотносят с именем Хокона Рыжего, правившего приблизительно в 1070-х годах, к этим же годам можно отнести и создание вышеприведенной рунической надписи.

На камне изображен большой змей, переплетающийся с тремя змеями поменьше. Именно по телу извивающегося большого змея расположена руническая надпись. 

Стура-Хаммарский камень, названный так по месту своего нахождения в Стура Хаммаре, приход Лербру (Lärbro) на острове Готланд, подобно большинству готландских камней, не несет на себе рунических надписей и относится к картинным камням.  Всего в Стура Хаммаре находится четыре камня фаллической формы. Изображения на двух камнях «поистрепались» за века и в настоящее время не подлежат расшифровке. 

В 1973 году почтой Швеции было выпущено две марки (илл. 6 и 7) с изображением деталей с первого Стура-Хаммарского камня.  Предположительно, на трехметровом камне, установленном в конце 8 века, представлены сцены из героической поэмы, отрывки которой сохранились в  «Рагнардрапа» или «Драпа о Рагнаре» исландского скальда Браги. В первую очередь, тут подразумевают легенду о Хильд и вечной битве Хьяднингов.

 KVic91_1.jpg  KVic90_1.jpg

Илл. 6. Конь. Швеция 1973г.

Илл. 7. Корабль викингов. Швеция 1973г.

Камень поделен на шесть ярусов, на которых имеются различные изображения мифологического, религиозного и исторического характера.  На нижнем, шестом ярусе,  изображен корабль викингов (рис 7), на котором, возможно, герои остальных изображений камня путешествуют по загробному миру.  Подобный сюжет, с кораблем, встречается и на других камнях викингов (рис 9).

На других пяти ярусах камня расположены изображения:  женщины между двумя мужчинами с мечами (1); два человека с поднятыми руками, два меча и лошадь (2); сцена, как предполагается, человеческого жертвоприношения Одину(3);  женщина, стоящая между кораблем викингов и группой вооруженных людей(4); воины с мечами, окружившие человека лежащего под лошадью(5). 

На втором ярусе изображен  конь, переступающий через копье (илл.6), всю эту сцену можно интерпретировать как  гадание. Гадание при использовании белого коня, переступающего через копье, использовалось, к примеру, у жителей Рюгена в главном святилище славян Балтии – Арконе. Саксон  Грамматик так в 12 веке описывал это гадание: «Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад».

KVic89.jpg
Илл. 8. Рисунок с камня из Ресмо. Швеция 1971г.

Вполне возможно, если исходить из подобной трактовки изображения на Стура-Хаммарском камне, что подобный обычай присутствовал и у викингов с острова Готланд.

На десятикроновой марке Швеции 1971 года (илл.8) можно увидеть еще один рисунок, взятый с рунического камня. Найден он был на втором по величине  острове Швеции  Эланде, в церкви Ресмо.  Сегодня этот камень хранится в Стокгольме, в Шведском национальном музее древностей.

На камне находится изображение  двух животных, возможно, это олени, что грызут вершину Иггдрасиля   - мирового дерева. Одного из оленей за ногу кусает змея. По краю камня изображены еще две змеи, по телу которых нанесена руническая надпись. Надпись гласит: «Ина  воздвигла этот камень в память о Свейне, ее муже».  Камень датируется 11 веком.

Изображение камня из Ресмо было использовано и при оформлении малого листа болгарской марки 1986 года в 42 стотинки «Stokholmia 86» (илл.9). Всего на купонах к этой марке можно увидеть три камня эпохи викингов. Первый камень -  это классический готландский картинный камень, найденный в Смисс (Smiss). Время создания  камня из Смисс – начало 9 века. На камне изображен корабль викингов, в верхней части камня два сражающихся воина, возможно, это Хедин и Хёгни, принимающие участие в «битве Хьяднингов».  Оставшийся камень – это, опять же, поминальный картинный камень, найденный  на Готланде где-то в лесу между Висбю и Эндре. Сейчас этот камень храниться в Историческом музее Стогкольма. При оформлении самой марки, использовано изображение двух зверей с одного из Уппландских камней, который находится недалеко от фермы Торвси (Torsvi), одноименного прихода. На камне нет никаких рунических надписей, только изображение этих зверей. 

 KVic88.jpg

Илл. 9. Камни викингов. Болгария 1986г.

 В 2004 году почтой Швеции был выпущен почтовый блок, связанный с тематикой северной мифологии (илл.10).  В блоке две марки, на одной из них изображен всадник со щитом, на второй - девушка, держащая в руках рог, и зверь за ее спиной.

 Изображение всадника взято с камня, найденного в 1908 году в Лилибьерс (Lillbjärs) на Готланде, к востоку от местной церкви Стенкирке (Stenkyrka). Камень имеет небольшой размер, всего 86 см. На камне имеется несколько рун, смысловое значение которых неизвестно, возможно, это одно из охранных рунических заклинаний. Создан он приблизительно в начале 9-го века.

KVic87.jpg

Илл.10. Прибытие в Вальхаллу. Швеция 2004г.

Валькирия и зверь, размещенные на второй  марке блока, принадлежат другому камню - камню Тьенвиде (Tjängvide). Этот камень был найден в 1844 году и относится к 9 веку. На камне изображена сцена прибытии Одина или мертвого человека на лошади Одина в Вальхаллу и встречу оного валькирией. По альтернативной версии камень иллюстрирует «Сагу о Вёльсунгах»

В качестве деталей фонового рисунка блока использованы изображения с различных готландских картинных камней (камень Ардре 8; камень из Хуннинге, Клинте; готландский рунический камень G181; Тёнгельгордский (Tangelgaerda) камень). 

KVic86.jpg

Илл.11. 400 лет Оле Ворму. Дания 1988.

На марке, выпущенной в 1988 почтой Дании, в честь 400-летнего юбилея Оле Ворма (илл.11.) -  ученого, натуралиста и собирателя датских древностей, известного, в том числе и своими работами по изучению рун и рунических надписей на различных артефактах, можно увидеть деталь с одного из шведских рунических камней.

 

 

На втором плане марки, за изображением одного из золотых Галлехуских рогов (этот рог ,весом в 7 килограмм, был сделан задолго до начала эпохи викингов, примерно в 400-ом году) можно увидеть  волка с Туллсторпского (Tullstorp)  камня.

Первое упоминание этого камня относится к 1624 году, когда он был вмонтирован в стену церкви. В 1846 году, во время сноса старой церкви в Туллсторпе, камень был обнаружен еще раз. Где находился камень до того, как попасть в стену церкви - не известно. Создан же этот камень был приблизительно в 1000 году.  Рисунок на камне изображает, предположительно, Рагнарёк – последнюю битву Богов, некоторыми её символами являются волк Фенрир и корабль, сделанный из ногтей мертвецов,  Наглфар. Надпись на камне гласит что: «Клеппир и Аса подняли этот камень в память Ульфа».

По одному из предположений, нанести на камень изображение волка безымянного мастера вдохновило имя почившего: Ульф – волк, но как бы там ни было, сегодня Фенрир, выполненный в так называемом еллингском стиле, красуется на датской марке, правда в зеркальном отображении. 

Заканчивая разговор о шведских камнях, нашедших отображение в филателии, не мешало бы упомянуть и эстонский штампель  на КПД марки «Путь из варяг в греки». Изображение змеи взято с  одного из 26 камней Ингвара, рассказывающих о неудачном походе викингов  в район Каспия в 1036-1042 годах. Тогда же он примерно и был установлен.  Камень был найден в 1820-х годах. На камне изображена только змея, по телу которой размещена руническая надпись, которая гласит: «Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара. Они отважно уехали далеко за золотом и на востоке кормили орлов. Умерли на юге в Серкланде». На штампеле, правда, иная надпись, стилизация под руническую, от Эстонской почты.

KVic85.jpg

Илл. 12. Фрагмент КПД «Путь из варяг в греки». Эстония 2003г.

Норвегия. Всадник из Альстада  

 

KVic84.jpg

Илл.13. Камень из Альстада. Норвегия 1972г.

Альстадский рунический камень, высота которого 2,7 метра, а ширина 0,5 – один из интереснейших памятников Норвегии.  Интересен он не только тем, что является единственным в Норвегии камнем викингов, изображения  которого находятся на обеих сторонах, но и тем, что в рунической надписи упоминается Русь.  Камень датируется первой четвертью 11 века. На передней стороне камня расположены один под  другим  изображения:  птицы с распростертыми крыльями, бегущего волка или собаки, всадника в шлеме или островерхой шапочке с соколом на руке, еще одного волка, лошади без всадника. На нижнем рисунке всадник с обнаженным мечом (илл.13). На камне две, сделанные в разное время, рунические надписи. Одна, более ранняя, слева, сильно повреждена и читается с трудом, вторая снизу, под рисунками.  На задней стороне камня – орнамент.

Предположительно, изображения на камне – иллюстрация ко «Второй песне о Гудрун» из «Старшей Эдды», в которой рассказывается  история о Сигурде  и об его убийстве.  Именно убийца Сигурда  - Хёгни, оказался запечатлен на норвежской марке 1972 года.

Рунические надписи на камне повествуют:  «Йорунн установила этот камень по Ольарну, который взял ее в жены и привез из Рингерики с запада, из Ве, в Ольвастад. Камень Огмунда провозглашает это».

Вторая надпись сделана, предположительно, во второй половине 11 века. «Эгиль (?) установил этот камень по Торальду, своему сыну. Он умер в Витахольме между Устахольмом (?) и Гардами».  Последнее предложение можно толковать как: «Он умер в Витичеве между Устьем и Русью». Неплохое знание географии южной Руси может говорить о том, что Эгиль или его информатор посещали Русь, и что именно на Руси погиб Торальд.

Камни Фарерских островов. 
 

KVic83.jpg

Илл.14. Рунический камень. Фарерские острова  1981г.

Из Норвегии мы перенесемся на Фарерские острова.  В 1981 году на Фарерах была выпущена почтовая марка с изображением рунического камня (илл.14).  Этот камень  был найден при строительстве церкви в деревне Сангавур (Sandavágur), на острове Воар в 1917 году. Надпись на камне, стоящем ныне возле алтаря Сангавурской церкви,  повествует: «Торкиль Онундссон, человек с востока из Ругаланна, поселился первым на этом месте».

Людьми с востока на Фарерах называли норвежцев, в отличие от людей запада – ирландцев и шотландцев.  Камень датируется началом 13 века.

 

За камнем, на почтовой марке, можно увидеть руническую надпись. Уверен, что большинство из тех, кто видел эту марку, предполагают, что это руны  с  размещенного на марке камня. На самом деле это не так, эти руны принадлежат другому фарерскому камню.  Этот камень был найден в старейшей действующей церкви Фарерских островов  Св. Олава в  деревне Киркюбор (Kirkjubøur)  на юге острова в Стреймой (Streymoy), в 1832 году.  Надпись датируется примерно 1100 годом,  к сожалению, она расшифрована лишь частично. Сейчас камень хранится в  Национальном музее Фарерских островов  в Торсхавне.

Каменные кресты Острова Мэн. 

KVic82.jpg

Илл.15. Гаут Бьернсон. Остров Мэн 2008г.

Большинство рунических надписей британских островов было вырезано на каменных крестах острова Мэн, всего сохранилось 29 таких рунических крестов.  Наиболее древние кресты остова принадлежат, скорее всего, кельтам, они имеют отличительное колесовидное навершие. Поселенцы-викинги заимствовали несколько измененный тип кельтского креста из Шотландии, откуда они попали на Мэн. Этот тип креста представляет собой плоскую прямоугольную пластину с колесовидным навершием и крестом, высеченным поверх него, несмотря на сильное кельтское влияние в форме крестов, их орнамент имеет явные скандинавские корни. Самый древний крест викингов относится примерно к первой половине 900-х годов, а более поздний — к началу 1000-х годов.  Два наиболее ранних креста, из найденных на острове, подписаны мастером Гаутом. Так, на одном из таких крестов, из Кирки Майкла, содержится надпись, что крест этот установлен: «Мелбригди, сыном Адакана Кузнеца, но выполнил его Гаут, создавший и все остальные на острове Мэн».  В надписи на другом каменном кресте, Гауд сообщает о себе уже больше информации, а именно то, что его зовут Гаут Бьернсон (илл.15) и что он живет в Кули, местности, видимо, относящейся к острову Мэн. Гаут создал свой стиль, делающий его кресты узнаваемыми, характерными чертами которого было смешение кельтского  и скандинавского элементов  в орнаменте.

После Гаута на острове появились и другие кресты, созданные его последователями. Они ввели  в орнамент изобразительный элемент, который отсутствовал в  произведениях Гаута.  В их работах появились  изображения: животных; битвы Одина с волком Фенриром; гибель богов и другие сюжеты из языческой мифологии викингов. Эти работы являются прекрасными примерами сочетания язычества и христианства в переходный период. 

Одним из прекрасных образчиков мастерства Гаута является, изображенный на марке острова Мэн в 1978 году, крест Олафа Liotulfsson (илл.16).  Этот крест найден в середине 19 века, а с 1890 года и по сей день, этот памятник находится в церкви Кермоде (Kermode).  Руническая надпись на лицевой стороне камня гласит: «Олаф Лиотулфсон поставил этот крест в память Ульфа, своего сына».

KVic81.jpg KVic80.jpg

Илл.16. Крест Олафа Лиотулфсона (Liotulfsson). Остров Мэн 1978г.

Илл.17. Кресты Одда и Торлейфа. Остров Мэн 1978г.

Какое-то время Гаут был ведущим скульптором острова, но впоследствии,  появилось много крестов, сделанных другими мастерами. К примеру, Торлейфом (Thorleif), чей крест также был в 1978 году изображен на марке  справа (илл.17).  Это крест с круглым навершием, выполнен в классическом скандинавском стиле Маммен. В этом художественном стиле большое значение предается переплетающемуся растительному орнаменту,  он совершенно лишен какой-то ни было симметрии и при этом наделен силой и экспрессией.  На камне изображены драконы, переплетающиеся своими хвостами и переплетенные орнаментом. Руническая надпись была переведена как:  «Торлейф возвел этот крест в память о Фиаке (Fiac) его сыне, для сына его  брата Хайра( Hair)».

На этой же марке (илл.17), слева размещено основание креста Одда, он выполнен в том же стиле, что и крест Торлейфа: те же драконы, тот же переплетенный орнамент. Частично сохранившаяся  руническая надпись была переведена как: «Одд поставил этот крест в память о своем отце ,Фракки (Frakki), но Тор…».

KVic79.jpg

Илл.18. Крест Тора. Остров Мэн 1978г.

В 1869 году, на остове Мэн  был найден еще один каменный крест. Этот крест был назван именем Тора (илл.18), в честь скандинавского Бога.  Одна из сцен на камне рассказывает об одном из самых известных приключений Тора – рыбалке на Мирового Змея Ермунгарда. Этот миф довольно популярен в древнескандинавском искусстве. Тор с великаном Гимиром отправляются на рыбалку.  Точнее даже сказать, Тор напросился на эту рыбалку, ибо Гимир не хотел его брать с собой. Великан отказался давать наживку Асу и тогда Тор убил самого большого быка из стада Гимира.  На камне как раз изображена сцена, когда Тор несет  в руках голову быка, которая была в дальнейшем использована в качестве приманки.  Несмотря на нежелание великана, Тор все же отправился на рыбалку и его главным уловом был Ермунгард. В  тот момент, когда Тор подтащил Мирового Змея к борту лодки и нацелил ему в голову свой молот (Мьёллнир), Гимир перерезает леску. Говорят, что молот Тора вслед за Змеем устремился в пучину, и даже, что он пробил последнему голову. Возможно, но следующая их встреча произойдет при Рагнарёке, когда Ермунгард выползет на сушу, и хоть Тор срубит ему голову,  он успеет отойти лишь на 9 шагов, как поток яда из пасти мертвого чудовища убьет его.

Время викингов уже давно кануло в лету. Корабли с драконьими головами на носу уже не наводят ужас на прибрежные поселения.   Но интерес к викингам, к той культуре, что зародилась на просторах севера и завоеванных или колонизированных территориях, остается. Не только саги, но и камни рассказывают нам об этих отважных людях, о том, какими они представляли себе окружающий и мифологический миры. Многие из этих камней  являются настоящими шедеврами мирового искусства, являющимися историческим достоянием человечества. Отрадно, что нашли камни викингов свое отражение и в филателии. Все эти марки, о которых говорилось выше, являются достойным дополнением к тематической коллекции по теме викингов.

Категория: Скандинавская мифология
Просмотров: 3428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]