Суббота, 28.09.2024, 16:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Скандинавская мифология

Вышивка эпохи викингов

В Скандинавии возникновение вышивки по коже пришлось на Каменный век. Однако техника ткачества пришла в Скандинавию только в Бронзовом веке, в сравнительно поздно по сравнению с другими народами. Тем не менее, как видно из остатков поселений и захоронений эпохи Викингов, искусство вышивки быстро прижилось и приняло множество детально разработанных форм.

Возможно, из-за позднего возникновения текстильного переплетения в Скандинавии создается впечатление, что традиция декоративной текстильной вышивки также возникла поздно. Исходя из того, что осталось от скандинавских тканей, в начале эпохи Викингов в направлении развития декоративной текстильной вышивки были сделаны только некоторые шаги. Tjald («висящий» шов) и refil (фигурный бордюр подобно ковру из Байе) эпохи Викингов были составлены не из вышивки, а из ткацких узоров гобелена «шерсть-на-льне». То же верно и для предметов домашнего обихода — наволочек, подзоров и скатертей; все указывает на сильную традицию декоративного многоцветного смешанного волокна, украшения переплетением вместо обработки готовой ткани иглой.

Вышивка в нашем современном понимании не существовала у Викингов вплоть до первой половины девятого века. С этого момента проникающее влияние иностранных культур, с которыми свободно общались Викинги, начало сказываться как в сфере технологий, так и в сфере искусства. В это время Викинги начали копировать ткани и украшения одежды, принятые у ближайших соседей. Появилось два различных стиля вышивки: стиль, распространившийся на западных землях (представлено по большей части раскопками в БьеррингХодже и Йорвике) и стиль, распространившийся на восточных землях (представлено раскопками в Бирке и Вальсгарде).

Западный стиль пришел, возможно, от англо-саксов. Он большей частью состоял из вышивки «шов на ткани» и включал в себя известные в современной вышивке стежки — стебельчатый шов, гладь, цепочка, шевронный шов. Самый ранний экземпляр такой вышивки эпохи Викингов был обнаружен на платьях двух женщин в «корабельном захоронении» в Осеберге в Норвегии, которое датируется 834-м годом. К сожалению, информация о тканях этого периода крайне скудна и потому во многих смыслах интригующа и неопределенна. Поэтому трудно классифицировать эту вышивку, как «восточную» или «западную». Все, что мы знаем — что это была шелковая аппликация и вышивка на платье королевы, а также ручная вышивка с анималистскими мотивами на платье служанки. Такая вышивка представляется более соответствующей «западному» направлению, чем «восточному».

Также в девятом столетии возросло влияние восточного стиля. Этот стиль, представленный в Бирке в Швеции, более схож с вышивками Киевской Руси, Византии, и славянскими вышивками в целом. Подобно другим формам восточных орнаментов Викингов, эти вышивки во многом основываются на серебряном шнуре или нити в качестве основного декоративного эффекта. Фактически, восточная вышивка (более точно — «текстильное верхнее украшение») Викингов включала в себя только одну или две техники обработки иглой — стебельчатый шов, гладь, а также несколько форм петлевого стежка. Однако следует понимать, что петлевой стежок не является игольной техникой в чистом виде, хотя использует ту же топологию, что и классические широкоизвестные виды стежков. Намного проще работать со шнуром как таковым, чем протаскивать его через ткань с помощью иглы. В общих чертах, петлевой шов — это шнур примерно 26-го размера, используемый для выплетания плотных рядов петлевых стежков и формирования их в полосы тюбинга, ровную металлическую отделку или трехмерные формы. Готовые орнаменты из шнура пришивались к одеждам в качестве украшения. Иногда стебельчатый шов в общих чертах напоминает стежок ванДайк.

Дальнейшее развитие вышивки Викингов не проявлялось вплоть до десятого столетия. К этому периоду относится мужское захоронение, в котором было найдено то, что можно классифицировать как «истинную» вышивку: остатки шерстяной ткани, возможно, от плаща или другой одежды, с несколькими различными узорами, вышитыми стебельчатым швом. Сейчас эти фрагменты полотна имеют темно-коричневый цвет, но возможно, что ранее они были ярко окрашены; так же, две нити коричневой шерсти, возможно, первоначально были двух различных цветов. Некоторые из сохранившихся узоров выполнены только в виде контуров; однако, обрамляющий мотив очерчен светлым тоном и заполнен более темной нитью. Также базовое полотно было плотно покрыто игольчатыми дырочками, что указывает на присутствие некоторой другой вышивки, впоследствии исчезнувшей с ткани. Поскольку в захоронени сохранилась не только шерсть, но и частично лен, можно заключить, что полотно было дополнительно вышито льняной нитью, которая больше пострадала от времени.

Как минимум, в трех захоронениях эпохи Викингов в Вальсгарде в Швеции были найдены образцы вышивки серебряной нитью, возможно, созданые под влиянием Византийской моды. Информация о некоторых захоронениях в Вальсгарде была опубликована в эскизной, но информативной форме специалистом Лиз Бендер Йоргенсен. Несколько различных фрагментов серебряной вышивки на шелке было найдено в захоронениях 10, 12, и 15. Три из них были рельефными — два волнообразных узора на шелковом муаре и один на шелковой сарже (samite), другие просто вышиты, все выполнено на тяжелом шелке. Вероятно, все эти вышитые фрагменты являются отделкой верхней одежды. Все три захоронения датируются десятым столетием, что совпадает с предложенным датированием нескольких фрагментов вышивок золоченой канителью в западной культуре Викингов по Ингстаду. Трудно определить точную технику, используемую в фрагменте, но фотографии, кажется, указывают, что вышивка выполнена плотным стебельчатым швом и его вариантами. Бендер Йоргенсен сообщает также о присутствии вышивки гладью на некоторых фрагментах из Вальсгарда. Этот фрагмент называют «воротником.» Другие, меньшие фрагменты названы «манжетами»; как и фрагмент «воротника», они, кажется, выполнены в таком же стиле.

Известные примеры стебельчатой вышивки найдены в захоронениях в Бирке (Швеция). Некоторые из этих вышивок — мужские, некоторые — женские; все датируются десятым столетием. Используемые материалы — шерсть на шерстяной ткани, шелк на шелковой ткани, и золотая нить на неизвестной плохо сохранившейся основе. Один из образцов — вышивка шелковой нитью, составляющая декоративную шелковую полосу на льняной основе на одежде мужчины; другой — декоративная шерстяная стебельчатая вышивка на шерстяной основе. Похоже, вышивка выполнялась так, чтобы сэкономить на нитках; стежки на изнанке ткани короткие, а на лицевой стороне — длинные, особенно, когда используется золотая нить.

Только один пример вышивки на ткани эпохи викингов периода Йорвика найден в Дэнлоу (Йорк, Англия). Эта вышивка была вышита на маленькой сумочке и датируется поздним периодом десятого или началом одиннадцатого столетия. Внешнее покрытие сумочки — красный шелковый бархат, привезенный из Византии; он украшен бледным шелковым крестом, выполненым предположительно швом «цепочка». Сумочка, возможно, имела культовое предназначение.

Еще один вид вышивки, который, кажется, даже старше эпохи викингов — украшение швов. Этот вид был найден на наволочке от подушки в захоронении Саттон Хоо и датируется седьмым веком. Возможно, это указывает на некоторую традицию античности в северной Европе. В девятом столетии швы одежды начинают сшивать через край разновидностью петельного стежка двойной нитью. Некоторые из находок девятого и десятого столетий Хедеби и Бирки содержат связаную шнуром или плетеную аппликацию нити по швам в подобном стиле. Захронение десятого столетия содержало подушку из шерсти с вышивкой по шву.

Стежки, используемые на находках из Саттон Хоо и Маммен похожи: это плотные широкие полосы переплетенного вида. Но в то время как стежок, используемый на подушке из Саттон Хоо, является переплетенным вариантом стежка ванДайк (см. рис. слева), стежок, используемый на подушке из Маммен — более простой, измененный вариант вышивки елочкой (см. рис. справа).

Узоры и мотивы

То немногое, что можно извлечь из ислледований вышивок Вальсгарда, свидетельствует, что один из распространенных мотивов вышивки пришел из Византии. Ниже представлен рисунок стилизованого растительного мотива с фрагмента «воротника» из Грехем-Кэмпбелла. Оригинальная вышивка составляет около 4 сантиметров в ширину, выполнена на полосе шелка 6 сантиметров в ширину.

Другой мотив, для «манжет» — более маленький, и представляет из себя что-то вроде переплетения мотивов стиля Borre.

Большинство образцов стебельчатого шва на находках из Бирки не используют какой-то конкретный, узнаваемый мотив. Кажется, они в значительной степени используются для таких декоративных техник, как аппликация и укрепление краев. Более того, поскольку золотые нити чаще обнаруживаются отдельно от ткани основы, фактически невозможно определить, где они располагались изначально. Ниже приведен один из найденных мотивов — непрерывная ступенчатая линия. Вышивка также обнаружена в захоронении и вероятно, украшала шелковый пояс мужчины.

Немного информации доступно о мотивах вышивок из Осеберга. Археолог Мунксгаард ссылается на «красивые шелковые вышивки из Осеберга с различными животными с повернутыми головами, размещенными в кругах, напоминающх стиль Borre». Исследователь Ингстад приводит рисунок фрагмента в этом стиле. Два изображенных зверя очень стилизованы и могут быть оленями, львами, или, возможно, лошадьми. Они выполнены в несколькими цветах, и фон внутри контуров также заполнен стежками. Что касается вышитых тканей из раскопок Осеберга, — еще предстоит их исследвать и установить, насколько они относятся к вышивке эпохи Викингов.

Как минимум шесть различных мотивов появляются на различных фрагментах вышитых тканей из Маммена, но только некоторые из них представляют вышивки эпохи Викингов. Ниже приведены рисунки пяти мотивов.

1. 2.

3.

4.

5.

Шестой мотив крайне неполон, но возможно, он представляет птицу. Наиболее характерна для эпохи Викингов полоса из стилизованных круглых человеческих лиц, размещенных вертикально; каждое лицо выполняется контурами, около трех дюймов в диаметре, и они переплетены маленькими руками и скрученными фрагментами, которые напоминают виноградную лозу. Второй «человеческий» мотив — тоже маски, но гораздо менее проработанные; лица в нем — более овальны, и нет никакого переплетения. Эта интерпретация человеческого лица, за исключением отсутствия усов, подобна стилю изображения лиц со шкатулок из Бамберга). Третий мотив — нижняя часть четвероногого животного с ногами и ступнями, которые характерны исключительно для эпохи Викингов.

Два других мотива вышивки на ткани из Маммена гораздо более разнообразны в своем дизайне. Первый, вьющаяся виноградная лоза в виде треугольника шириной в дюйм, с непрерывными S-образными кривыми, явно родственна мотивам как Византийского, так и Англосаксонского стиля. Это выглядит удивительно «по-средневековому», в отличие от стиля Викингов, и весьма похоже на некоторые элементы мотивов стандартной листвы эпохи расцвета феодального периода. Второй мотив — пара четвероногих животных у узкого вертикального элемента, возможно, Дерева Жизни. Такие мотивы можно встретить на шелковых тканях восточного стиля. Эта последняя вышивка отличается гораздо более строгим дизайном по сравнению с живыми линиями других мотивов; возможно, она была адаптирована на основе иностранного мотива.

Категория: Скандинавская мифология
Просмотров: 1868 | Теги: Скандинавия, вышивка, embroidery, scandinavia, Viking Age, эпоха викингов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]